С чего начинается… творчество?
Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой – таков путь малыша второго года жизни к обретению новой психической функции – функции воображения, лежащий в основе любого творческого процесса.
Творчество начинается в игре. Именно в игре раскрываются возможности ребенка, в ней впервые начинают проявляться его выдумка, фантазия и воображение.
Необходимо только правильно оценить возможности ребенка и понять основную цель занятий – формирование устойчивого интереса и эмоционально-положительного отношения малыша к новым для него видам деятельности: рисованию, лепке конструированию, изготовлению коллажа.
Рассмотрим некоторые общие условия, подготавливающие почву для вхождения малыша в творческие виды деятельности.
Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а с другой, – с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.
Чем активнее будут организованы наблюдения за явлениями природы, жизнью птиц, животных, занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами; чем насыщеннее впечатлениями будут прогулка и небольшая экскурсия к озеру, на реку в зоомагазин и зоопарк; чем интереснее интереснее будет поездка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут эмоциональные переживания и впечатления ребенка, тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности.
Самые запоминающиеся прогулки:
Одним из способов переработки впечатлений является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героям был малыш, или совместное рассматривание фотографий с этим событием в семейном альбоме.
Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности.
Обогащать игры малыша элементами экспериментирования. Волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, делают ее живой и свободной.
Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания активной речи малыша создает благоприятную основу для развития и совершенствования творческих видов деятельности, для придания смысла сделанному или нарисованному.
С чего следует начинать?
Начинать необходимо с развития положительного эмоционального отношения ко всему новому. Этому способствует включение малыша в совместную со взрослым деятельность. Если ребенок будет ощущать, что взрослые играют с ним с огромным увлечением и интересом, что процесс рисования или лепки, создания постройки из кубиков или коллажной картины притягивает и захватывает взрослого, то и карапуз проникнется радостным ощущением созидания.
Следующая важная задача для малыша – научиться воспринимать и понимать замысел, образ будущего рисунка, поделки… Чтобы малышу был понятен образ и замысел рисунка, поделки, постройки, они должны опираться на пока еще не очень большой опыт его наблюдений и представлений. Понятными для малыша могут быть сюжеты и образы, связанные с его личными наблюдениями за такими явлениями природы, как дождь, снег, сосульки, тучи, облака, солнце, звезды.
Комментарий взрослого и его оценка детского шедевра позволяют малышу обратить внимание на конечный продукт, зафиксировать его, придать на первый взгляд бессмысленной игре с красками осмысленность. У ребенка формируется образная, смысловая сторона творчества.
Для того, чтобы малыш стал более активен, а его участие расширялось, взрослым необходимо найти правильный баланс между побуждением, действием и наблюдением и выжиданием, баланс между совместной деятельностью и предоставлением малышу действовать самостоятельно.
Помогает ускорить процесс рождения своего образа совместное со взрослым рассматривание рисунков, картин, построек и поделок. Для этого важно сохранять детские поделки, рисунки и коллажные картины и тогда можно вновь и вновь возвращаться к их рассматриванию, к неспешному рассказу о процессе их создания.
Рассматривание альбома с рисунками может быть столь же важным событием, как и сам процесс рисования. Вы увидите, как у малыша развиваются фантазия, воображение и речь.
Всего вам самого творческого!
P.S. на фото маленькая часть занятий с дочкой возраст 1-1,5 года (начало творчества).