Песочная терапия
“Песок – удивительный, необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ…
Перед нами песок и естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук”.
Песочная терапия – очень популярна среди психологов и психотерапевтов, используя его свойства, они помогают детям расслабиться, выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
У всех у нас дети каждый день играют в песочнице и мы, конечно же, не задумываемся о таком влиянии песка на ребенка. А между тем оно велико! Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Хорошо бы, чтобы у ребенка была своя песочница, где он был хозяином и повелителем, чтобы никто не мешал ему сосредоточиться на своих мыслях и ощущения, не отнимал игрушки, не отвлекал. По возможности соорудите малышу его собственную песочницу в частном дворе или на даче, и даже дома можно набрать в тазик чистого песочка и дать повозиться крохе (предварительно подготовив место). Этот вариант хорошо использовать зимой.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
В продаже для таких игр имеется стол для игры с песком и водой, стоит он не дешево. Нам повезло – у нас есть свой небольшой дворик, песочница там, конечно же, обязательно есть. Но в последнее время моей дочке полюбились именно игры с песком и водой.
Поэтому я выношу на улицу столик и два маленьких тазика, один для песка, другой – для воды. Она тут же погружает руки в разные тазики и – начинается какая-то медитация: она стоит так неподвижно минуту, перебирая пальчиками, я – молча наблюдаю за ней, потом начинает играть: перекладывать, переливать и т.д. Ребенка, как говорится, час-полтора, не видно и не слышно. Можно рядом делать свои дела. Именно в эти игры я стараюсь не вмешиваться, не мешать этому “слиянию с природой”.
Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Игра с песком помогает:
* развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
* развивать творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
* тренировать мелкую моторику рук;
* гармонизировать психоэмоциональное состояние и многое другое.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.
Играйте в песок и … Всего Вам самого позитивного!
Мы во дворе каждый день наблюдаем, как дети могут часами играть в песочнице. Они столько игр умудряются придумать! Поистине – это одно из наиболее развивающих и захватывающих занятий.
Это точно Елена, такое напридумывают – диву даешься :)!
Если честно, то совсем не думала, что песок настолько полезен. Спасибо за информацию и за идею с тазиками. Сейчас бы придумать где песок взять и поэкспериментировать.
Я сама раньше об этом мало задумывалась, но меня все время тянуло к песку, даже уже большой девочкой любила строить башни на пляже, да и сейчас не могу удержаться, чтобы не полепить с дочкой куличики :)))
А о песочной терапии узнала из книги “Окна в мир ребенка” Вайолет Оклендер детского психотерапевта, у нее песочница прямо в кабинете, т.к. иногда единственный вариант расслабить и разговорить ребенка – это разыграть какую-нибудь сценку на песке, как правило из жизни.
Поэтому песочек мы вместе с ней любим и ограничений при игре в песок я стараюсь давать минимум – не сыпать на голову, а остальное все можно: валяться, ползать, ходить босиком, закапываться. Однажды дочка полчаса была занята тем, что закапывала и раскапывала свою ногу 🙂 Наверное что-то в этом есть…
Катя! Очень интересные сведения о песке. Я всегда знала, что он очень полезен для детей. Но и не подозревала, чтобы НАСТОЛЬКО! НАдо как-нибудь почитать эту книжку. Тоже возьму на вооружение песок в тазике. Мы тазик используем в песке, но немного не так. Такой-же вариант позволяет использовать песок в малых дозах, а это иногда бывает необходимо из-за условий. 🙂
Спасибо, песок очень полезен, только вот дома, я бы его не рискнула использовать:) Пока дочка еще чуточку не подрастет и не будет швырять его во все стороны :))), а то игра превратится в сплошное дерганье: нельзя, не сыпь, не кидай, не сори… лучше уж пусть на улице кидает, пока лето.
А вот когда подрастет, обязательно сделаю дома маленькую песочницу.
И я все о песочнице думаю, но нам только 1г 9 мес. Вся комната в песке будет( Я об этих песочницах прочла у Зинкевич-Евстигнеевой “Терапия песком”, кажется, называется.
А я давно уже мечтаю о световом экране для рисования песком, но руки не доходят (
О, я тоже о нем пока только мечтаю и читаю:)) в инете как его сделать, самой, наверно, не справиться, надо просить своих мужчин – мужа или дедушек 🙂 А так – вещь потрясающая, прямо завораживает, мне кажется, очень интересно на нем рисовать.